Как проверить слух маленькому ребенку?

Снижение слуха у маленьких детей является весьма распространенным явлением, связано это, прежде всего, с большим количеством случаев приобретенных заболеваний среднего уха у детей раннего возраста воспалительного и невоспалительного характера (экссудативный и острый средний отит, реже хронические средние отиты, инородные тела в ухе, серные пробки и т.д). Как правило, своевременное лечение подобных состояний приводит к быстрому восстановлению слуховой функции, и не требует специальной диагностики слуха. Может потребоваться лишь исследование по названием "тимпанометрия" с целью проверить состояние среднего уха (перепонка, слуховые косточки, слуховая труба) до и после лечения. Однако, у ряда маленьких пациентов при хроническом или рецидивирующем течении заболеваний уха возникает стойкое нарушение слуха в связи с нарушением функции барабанной перепонки (перфорация, мирингосклероз), нарушением подвижности слуховых косточек (экссудативный отит в адгезивной стадии, тимпаносклероз) и другими состояниями. В этом случае, помимо оценки самого уха, необходима и оценка функции слуха, что позволит определить прогноз течения заболевания, уточнить методы лечения и профилактики нарушений слуха в будущем (удаление аденоидов, шунтирование барабанных перепонок, слухопротезирование, слухоулучшающие операции и т.д.)

Другим источником нарушений слуха у детей с самого раннего возраста могут быть наследственные (генетические и хромосомные) и врожденные (ЦМВ инфекция, недоношенность и т.д) нарушения слуха, связанные с заболеваниями улитки внутреннего уха и слухового нерва (сенсоневральная тугоухость, аномалии развития улитки, гипо- и аплазия слухового нерва), аномалиями развития среднего и наружного уха (анотия, микротия и т.д.)

При всех приобретенных и врожденных нарушениях слуха требуется своевременная объективная и полная оценка слуховой функции у маленького ребенка, начиная с периода новорожденности, так как это заложит основы для реабилитации слуха и речи, выбора правильного медикаментозного или хирургического лечения в детском возрасте.

Для диагностики слуха у детей с самого раннего возраста используется комбинация методов: отоакустическая эмиссия (используется для скрининга состояния слуха в роддоме и затем, по необходимости, для оценки состояния слуховой функции внутреннего уха в грудном, раннем и дошкольном возрасте), слуховые вызванные потенциалы (КСВП, ДСВП), которые позволяют оценить функцию звуковосприятия на участке внутреннее ухо - стволовые структуры мозга, и реакцию мозговых структур на звуковой стимул, ASSR - т.н. "объективная компьютерная аудиометрия", которая дополняет и расширяет возможности КСВП и других методов. У ряда пациентов для оценки функции среднего уха, проводящего пути слухового анализатора в раннем и более старшем возрасте необходима оценка акустических рефлексов. Все вышеуказанные и другие методы применяются у детей с самого раннего возраста, как правило, начиная с первых месяцев жизни. Для субъективной оценки восприятия ребенком звуков, особенно в процессе реабилитации после слухопротезирования, слухоулучшающих операций по кохлеарной имплантации или операций на среднем ухе, с 2-х летнего возраста применяются методы аудиометрии с выработкой у ребенка условных двигательных реакций на звуковой стимул и безусловных рефлексов.

В возрасте старше 4-5 лет у детей могут использоваться методы проверки слуха, сходные с применяемыми у взрослых - игровая аудиометрия и стандартная тональная аудиометрия.